Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник.
(В.И. Даль)
Патриотизм – стержень Российского воспитания молодежи
В условиях многонациональной и многоконфессиональной России тема патриотизма приобретает особое значение. И подтверждение этому Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы». [i, с.1]
Цель патриотического воспитания в современной России – это формирование гражданина-патриота, защитника Отечества. Формы и средства конкретной работы в этом направлении различны: военно-патриотическое, героико-патриотическое, мемориальное движение, гражданско-патриотическое, поисковая деятельность, оборонно-спортивные оздоровительные лагеря и т.п.
В этой связи важно, чтобы патриотизм не переродился в национализм (не путать с национальной гордостью). Чтобы этого не произошло следует уважать права и свободы личности, проявлять национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Это очень существенно, потому что, как обоснованно заметил Президент России В.В. Путин, «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». [ii, с.12]
Для россиян патриотизм неотделим от понятия Родина, Отечество.
Русский философ, государствовед И.А. Ильин (1882-1954) в статье «Почему мы верим в Россию?» справедливо писал: «Где бы мы, русские люди, не жили, в каком бы положении мы не находились, нас никогда и нигде не покидает скорбь о нашей Родине, о России». [iii, с.5] Это происходит потому что «истинный патриот любит свое отечество не обычным слепым пристрастием…, но духовною, зрячею любовью, исходящею из признания действительного, немнимого, объективного достоинства, присущего его Родине. Родина обретается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек лишенный его, будет лишен патриотизма». [iv, с.246, 247]
В России патриотизм был, есть и будет стержнем всего российского воспитания, потому что он неразрывно связан с концепцией национальной безопасности. Понятие патриотизма в литературе многогранно и для осмысления его содержания необходимо иметь ввиду не только исторический генезис этого явления, но и его сущностные свойства. Например, отечественный философ Бердяев Н.А. рассматривал это явление, как «обнаружение любви к родине, своей земле, своему народу», а его отсутствие, как «ненормальное, дефектное состояние». [v, с.11]
В работе «О сущности правосознания» И.А. Ильин отмечал: «Патриотическое единение людей имеет в корне духовную природу, слагаясь и протекая в формах права и государства. Любовь патриота посвящена тому же предмету, которому служит право: духовной жизни, её устроению и расцвету» [4, с.242].
Известный дипломат, разведчик Н.С. Леонов считал, что «Патриотизм – необходимое качество. Если его нет, вы будете или серой мышью, мало кому нужной, которая жует свое собственное зернышко, или, еще хуже, потенциальным предателем». [vi, с.93]
Вот почему молодым нашим согражданам необходимо своевременно прививать чувство отчизнолюбия, национальной гордости, иные духовные, нравственные ценности, используя в формировании патриотизма традиции прошлого и современного опыта. Нередко новое – хорошо забытое прошлое. В связи с этим вспомнилось сочинение выпускника Симбирской гимназии Александра Ульянова (брата В.И. Ленина), написанное им 130 лет назад (оно находится на стенде в доме-музее Ульяновых в Ульяновске (бывший Симбирск)). Тема сочинения и в наше время актуальна: «Какими качествами необходимо обладать человеку, чтобы быть полезным обществу и государству?».
Преподав урок нравственности и патриотизма Ульянов сквозь время прозорливо обращался к нынешнему поколению с напутствием: «Чтобы быть полезным обществу и государству, человеку надо иметь: честность, любовь к труду, твердость характера, ум, знание». Примечательно, что на первое место в служении обществу и государству он, как истинный патриот поставил не ум и знание, а честность.
Во все времена отчизнолюбов отличало высокое правосознание. Здесь уместно вспомнить образ древнегреческого философа Сократа (463-399 до н.э.). Афинский суд постановил ему в вину что он «портит молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает знамения каких-то новых гениев». За смертный приговор Сократу проголосовали 280 судей, против — 221. Сократ отверг предложение своих учеников спастись бегством, ибо полагал, что «законам своего государства следует повиноваться, даже если их применяют не правильно» [vii, с.91, 126-130]. Сократ был казнен. Но не смотря на судебные ошибки, традиционное вероучение наставляло паству на уважение к суду, законам государства: «народ, переставший питать уважение к правосудию, честности, правдивости, неподкупности, не имеет право на жизнь» [viii, с.92].
При формировании патриотизма XXI века активнее следует осуществлять поиск соотечественников с высокой гражданской позицией, оставивших заметный след в истории страны. Таких, например как Николай Семенович Мордвинов из Инсарского уезда (ранее Пензенской губернии). Современники отмечали высокие его правовые взгляды и нравственные качества: Мордвинов в 1826г. единственный из членов Верховного уголовного суда отказался подписать смертный приговор декабристам [ix, с.1]. Или как не гордиться реформатором Петром Аркадьевичем Столыпиным, который в начале 1900-х годов был избран почетным мировым судьей Инсарского уезда (имел имения в Мордовском крае). По словам исследователя В.В. Вернадского патриот «Петр Аркадьевич нанес монархии, или, по крайней мере, династии более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые». Оценку деятельности Т.А. Столыпина дал В.И. Ленин: «Еще десять лет таких реформ, и в России революция будет невозможна» [x, с.38,39]
Отдельный урок для патриотического воспитания подрастающего поколения – изучение наследия Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839), принадлежащего к созвездию крупнейших государственных деятелей России. Любитель своего Отечества, юрист, законотворец М.М. Сперанский, будучи губернатором Пензенской губернии, посетил 200 лет назад Мордовский край и впервые привнес в русское общественное сознание мысль о том, что «Законы существуют для пользы и безопасности людей им подвластных». «В государстве, -писал он,-где нет добрых исполнителей, конечно, не может быть просвещенных судей, внутренней изящности установлений. Народ рассуждает о вещах по внешнему их действию». [xi, с.166,195]
Истинным патриотом Отечества восхищались великие: не случайно, Наполеон отчизнолюба Сперанского назвал «единственной светлой головой России», А.С. Пушкин «Гением Блага». [xii, с.222] Ревнителем о благе России, а следовательно его отечественником был и граф Лев Николаевич Толстой, создавший монументальное произведение «Война и мир», на котором воспитывается не одно поколение защитников Отечества.
Отдавая дань уважения реформатору и патриоту Сперанскому, Л.Н. Толстой в уста героя своего романа «Война и мир» князя Андрея Болконского вложил пророческое высказывание:«Теперь судят и обвиняют Сперанского все те, которые месяц тому назад восхищались им, и те которые не в состоянии были понять его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки других; а я скажу, что ежели что-нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то все хорошее сделано им-им одним… И потомство отдаст ему справедливость». [xiii, с.380] Сам всемирно известный писатель Л.Н. Толстой из патриотических побуждений весь свой гонорар от издания романа «Воскресение» отдал преследуемым царским правительством «духоборам» (названным так в честь провозглашения ими борьбы духовного начала с плотским), в числе которых было немало мордвы, переселившимся из России в Канаду (с декабря 1898г. по апрель 1899 г. до 7 500 человек). При этом процессе на местах допускалась дискриминация: у родителей в России отбирали детей. Известен, например, случай, когда личное заступничество графа Л. Толстого в 1898 г. помогло трем мордовским крестьянам Самарской губернии вызволить из монастыря их детей, отобранных у родителей и помещенных туда из-за отказа крестьян-духоборов от службы в царской армии по религиозным убеждениям [xiv, с.41,43,45].
Такое не отеческое, бездушное и дискриминационное отношение государственных органов власти к российским людям, вынуждало их семьями мигрировать за рубеж, в основном в Канаду и США. Всё это в совокупности сформировало у Толстого писателя резко критическое отношение к нарушению в нем идеи равенства людей. Поэтому к концу жизни гения в его трудах доминирует отрицание любви к царскому отечеству и патриотизму: «любовь к отечеству, — писал он, — «есть нечто отвратительное и жалкое» («В чем моя вера», с.252); «О диком суеверии патриотизма» («Царство божие», с.38,72) [3, с.455].
В каждом регионе необъятной многонациональной России безусловно есть выдающиеся деятели науки, искусства, литературоведения, представители религиозных конфессий, которые просто обязаны помочь донести до молодежи и привить им наш многовековой культурный код, основанный на патриотизме, чувстве долга, объединяющей идеи.
Отрадно, что в нашей стране, и, в частности, на берегах Волги, Мокши и Суры накоплен многовековой и уникальный опыт взаимообогощающего, толерантного, дружелюбного отношения наций и культур друг к другу. И символично на этом фоне, что именно председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин через СМИ обратился с напутствием: «Современные религиозные деятели должны видеть своей задачей воспитание в пастве ценностных ориентиров Единобожия…, справедливости и милосердия по отношению ко всем людям, патриотизма и любви к своей Родине» [xv, с.32].
Инновационные подходы, заложенные участниками патриотических форумов, при проведении научно-патриотических конференций, уверен, помогут осознать на государственном и региональном уровне важность своевременного формирования у подрастающего поколения патриотизма – стержня всего российского воспитания.
Мартышкин Василий Николаевич Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Мордовия, доцент кафедры международного и европейского права Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Martyshkin Vasiliy Nickolaevich Deputy Chairman of the Supreme Court of the Republic of Mordovia, associate Professor of the Department of International and European law of the Ogarev Mordovia State University e-mail: martyshkinvn@mail.ru
Библиографический список: i Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 годы» //www.gazeta.ru|socil// 2010/10/11/3427461/shtml. ii Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий// Моё Отечество. 2000. №1. iii Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. Сочинение. М. Эксмо, 2007. iv Ильин И.А. Собр.соч. в 10 т. М. 1994. 4 Т. v Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М. 1997. vi Смалев В.И. Актуальность патриотического воспитания // Право и безопасность. 2012. №1(41). vii Платон. Апология Сократа // Соч.: в 3 т. М. 1968. Т.1 viii Мартышкин В.Н. Историческая преемственность нравственных воззрений о суде и правосудии // Право и безопасность. 2014 №1 (46). ix Копия документа из фондов музея истории Верховного Суда Российской Федерации. x Вехи развития земельного Банка// под ред. Т.С. Барговой. Саранск. 2010. xi Сперанский М.М. О коренных законах государства. М. 2015. xii Цит. по: Юдина Н.В. Сперанские чтения-материалы правового форума 29.08.2013. г. Владимир, 2014. xiii Толстой Л.Н. Собр. соч. в 12 т. М. 1987. т. 4. xiv Сушкова Ю.Н. Под небом Канады. Саранск. 2012. xv Равиль Гайнутдин. Напутствие.// журнал «Саквояж». 2014 №12 С.32.