Ярс, Красная площадь, парад

Международная Олимпиада молодых инженеров-робототехников

 

Никто не может возражать против того, что будущее в руках подрастающего поколения, способного совместно решать важнейшие инженерные проблемы человечества XXI века.

В конце октября завершилась очередая ежегодная Международная Олимпиада молодых инженеров-робототехников «FIRST Global Challenge» 2020, в которой команда робототехнического клуба «Робомастер», имени российского ученого-математика и механика Софьи Ковалевской, третий год подряд представляла Российскую Федерацию. Целями этого международного конкурся являются развитие у молодежи интереса к науке, инженерии и технологиям будущего. Всемирные соревнования проходят по образцу олимпийских игр.

Регулярное участие российских школьников в этих состязаниях обусловило высокую мотивацию школьников к достижению успеха. Об этом свидетельствуют прогрессирующие из года в год результаты. Если в 2017 г. Россия была на 151 месте, то в текущем, 2020 г., российская команда заняла 14 почетное место и получила специальный приз.

В команду России 2020 года входили Иван Воронцов, Дмитрий Кошкин, Данил Сафиулин, Ярослав Пензиков и Егор Наумов — старшие школьники лицея №15 города Химки Московской области. Они неодинаково подготовлены в области программирования, робототехники и инженерии, у них также разные таланты и интересы. Но все они влюблены в робототехнику, любят узнавать новое и мечтают создать лучший мир. Все ребята имеют опыт участия в соревнованиях различного уровня: от региональных до всероссийских и международных олимпиад.
Команду молодых инженеров возглавлял Николай Сметанин, ветеран войны в Афганистане, Посол Мира, участник ряда миротворческих операций ООН.

В текущем году в связи с распространением Коронавируса COVID-19, соревнования молодых инженеров — робототехников из 100 стран мира проходили в онлайн режиме.
С 27 июня по 25 сентября национальные команды выполнили более 30 конкурсных заданий, участвовали в технических тренингах, беседовали с профессионалами о преимуществах STEM образования, общались между собой в социальных сетях.

В условиях географической изоляции и ограниченных контактов команда выстояла в трех-месячном спортивно-техническом марафоне и выполнила все конкурсные задания. По итогам соревнований команда Российской Федерации обошла многие команды, включая команду США, занявшую 43 место, коллег из Франции, Италии, Кипра, Швейцарии, Турции, Финляндии и других государств Европы.
Показательно, что в номинации «Технические задачи» российская команда стала третьей после команды-победительницы Бангладеш и команды Индии.
Таким образом, результаты российской команды показали возросший уровень ее технической подготовки.

Особый интерес жюри соревнований вызвали нестандартные проекты роботов команды России. Одним из них стал прототип робота для капельного полива растений. Применение подобных роботов позволит экономить 60 – 70 процентов пресной воды. Кроме этого, капельный метод полива растений способствует повышению производительности труда, урожайности в растениеводстве, помогает озеленению нашей планеты и защите окружающей среды.

Другим проектом стал робот «Летающий огнетушитель» на базе дрона. С помощью квантового детектора пламени он обнаруживает источники возгорания и ликвидирует их посредством аэрозольного баллона со специальной смесью.
Такие инновационные роботы также могут использоваться для патрулирования складов, высотных городских кварталов и мусорных свалок.

Среди задач конкурса важное место занимала деятельность команд-участниц по внедрению программы STEM в систему национального образования. Российской команде удалось заинтересовать Управление по образованию Администрации городского округа Химки Московской области идеей создания городского ресурсного центра STEM-образования.

Его задачами должны стать: разработка программы STEM-образования и ее внедрение в образовательный процесс, методическое обучение педагогов, организация кружков робототехники, программирования, 3D-моделирования, прототипирования и 3D-печати. Деятельность городского ресурсного центра STEM-образования могла бы способствовать повышению эффективности технологического образования школьников.

В ходе конкурса, команда Росии подготовила и организовала издание ряда печатных материалов в СМИ. В них ребята поделились с читателями своими мыслями о том, какое влияние FIRST Global и проводимая ею Олимпиада FIRST Global Challenge 2020 оказала на жизнь каждого члена команды, их родственников и друзей.

Одним из важных заданий Олимпиады было обоснование причин увлечения участников образовательной системой STEM. Команда России представила на суд жюри свой вариант ответа в стихотворной форме на английском языке «Мой выбор – это STEM».

Регулярное общение со сверстниками из других команд и специалистами по робототехнике в социальных сетях помогло ребятам найти много друзей и коллег среди увлеченной молодежи в разных концах планеты. Безусловно, это способствовало объединению молодых инженеров в сложном и постоянно развивающемся мире.

Российские участники гордятся своими успехами в освоении таких инструментов проектирования как AutoCAD, языка программирования AutoLisp, и среды визуализации Lumion, теми навыками, которые они получили при разработке проектов роботов, которые им очень пригодятся в дальнейшей учебе и жизни. Члены команды России получили мощный творческий заряд для своего дальнейшего научно-технического развития.

В обращении к коллегам по участию в Олимпиаде и ее организаторам, команда России поздравила их с успехом трехмесячного спортивного марафона, в ходе которого была проделана огромная творческая работа, созданы интересные проекты.

Главным итогом проведения FIRST Global Challenge 2020 стало успешное преодоление географической изоляции молодежи, возникшей из-за негативного воздействия COVID-19 и дальнейшее упрочение дружественных контактов между членами национальных команд, сообществом молодых инженеров-робототехников.

Движимые идеями инженера-энтузиаста робототехники Дина Камена — организатора Олимпиады, и желанием достойно представить Россию на международной арене, члены команды, выполняли конкурсные задания под лозунгом робототехнического клуба «Робомастер»: «БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ ТРАНСФОРМАЦИИ КАЖДОГО ИЗ НАС». Его суть отражает происходящие в XXI веке технологические изменения, которым должна соответствовать подготовка будущих инженеров-робототехников.

Олимпиада FIRST Global Challenge 2020 года стала инновационным бесконтактным инструментом объединения международных сообществ молодых инженеров будущего. Она стала рабочей площадкой для комплексного технического развития молодых инженеров.

Ныне в России развитию робототехники уделяется значительное внимание. Разработка робототехнических комплексов гражданского и военного назначения внесена в число приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в России. По указу Президента Путина создан «Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники». Действует государственная программа «Национальная технологическая инициатива».

Эти и другие решения, уже сегодня привели к положительным изменениям в методике преподавания предмета «Технология» в школьной системе образования, что способствует закреплению у молодежи базовых знаний по математике и физике, совершенствованию проектной и практической деятельности, участию в российских и международных чемпионатах и олимпиадах по робототехнике, занятиям научно-техническим творчеством.

Молодые инженеры создают уникальные проекты: роботы по очистке водоемов, экзоскелеты и многое другое. Из них формируется резерв инженеров робототехнических специальностей.
Как подчеркнул Владимир Путин – эти энтузиасты должны быть включены в систему подготовки инженерных кадров. Нужно поддержать ребят, помочь им добиться совершенства в выбранной профессии и осуществить свои самые смелые мечты…
Создавать условия для раскрытия талантов детей и подростков — это наша общенациональная задача — считает глава государства.

Вместе с тем, опыт работы в сфере образовательной робототехники показывает, что для наращивания успеха в технологической подготовке молодежи, планомерного увеличения доли выпускников учреждений среднего образования, поступающих в высшие учебные заведения на специальности, связанные с робототехникой и информационными технологиями, нужны скоординированные меры на государственном уровне. Некоторыми из них могут стать следующие:

  • В интересах интеграции образования, науки и производства продолжить развитие региональных научно-образовательных кластеров в сфере образовательной робототехники и информационных технологий, которые отражали бы эффективное развитие партнерства, шефства и благотворительности со стороны госкомпаний и частного бизнеса;
  • В соответствии с перспективами развития социально ориентированной национальной
    экономики, выработать эффективные механизмы государственно-частного партнерства в области образовательной робототехники, сформировать источники их финансирования;
    сформировать систему грантов и субсидий выделяемых на программы по развитию
    образовательной робототехники и информационных технологий в рамках государственно-частного партнерства. Экономически и технически поддержать систему клубной и кружковой работы в сфере образовательной робототехники;
  • Разработать программу формирования районных ресурсных центров робототехник и информационных технологий и на их основе создать единую сеть районных робототехнических клубов, центров и кружков молодёжного инновационного творчества. Предусмотреть их оснащение современным оборудованием, привлечение опытных специалистов-наставников;
  • Содействовать развитию STEM-образования (англ. Science, Technology, Engineering, Arts and Mathematics), как наиболее современной и инновационной методики применения научных методов на практике;
  • Содействовать популяризации робототехники, формированию «инженерной мысли», развитию мотивации и интереса молодежи к учебе по инженерным специальностям;
  • Развивать конкуренцию на рынке дополнительного образования в сфере робототехники, информационных технологий и научно-технического творчества молодежи;
  • Активно вовлекать детей и юношество в районные, городские, всероссийские
    и международные робототехнические соревнования. Обеспечить их финансирование.

Осуществлению этих и других мер при координации с органами государственной власти и бизнес-сообществом, могли бы содействовать региональные Торгово-Промышленные палаты.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика