МИРТ: Выжить – это как?

Писать о том, что происходит буквально сейчас, сложно. Авторы произведений на современную тему нередко впадают в одну из двух крайностей: либо тонут во множестве мелких деталей, стремясь передать «дух времени», либо начинают говорить на языке лозунгов и плакатов. В пьесе Даниила Путинцева «Подвал», посвященной событиям на Донбассе, этих крайностей нет. 15 июня в театре МИРТ (Мастерская Интегрированный Реабилитационный Театр-студия) состоялся первый публичный прогон поставленного по ней спектакля. Создатель и худрук театра, член Союза театральных деятелей России Наталия Павловна Оралова, не дожившая до премьеры, назвала его «И будет день…». Она же предложила начать постановку словами Евангелия от Матфея: «Не тревожьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе. Довольно каждому дню своего беспокойства…»  А режиссер спектакля Игорь Большунов перед показом предупредил: в центре внимания будут судьбы людей.

Игорь Большунов - МИРТ

Игорь Большунов — МИРТ

Действие разворачивается в полуразрушенном подвале реабилитационного центра где-то в «серой» зоне, куда заходят подразделения обеих сторон конфликта. Здесь укрываются от бомбежек самые разные люди, у которых одна мечта – выжить. Главный вопрос постановки именно в этом и заключается: что это значит – выжить? Какие средства для этого допустимы, а какие – нет?

Василий Тимашков, Николай Бондаренко, Иван Куропский, Даня Гречихин - МИРТ

Василий Тимашков, Николай Бондаренко, Иван Куропский, Даня Гречихин — МИРТ

Впрочем, думают об этом не все. Несколько пациентов центра воспринимают всё происходящее как приключение. Они ссорятся и мирятся, готовы поделиться с окружающими последней печенькой – и обижаются по пустякам, начинают нервничать – и тут же успокаиваются. Врач центра Владислав всеми силами пытается спасать тех, кто оказался рядом, – и одновременно мечтает о счастье. Для Марии весь смысл жизни – в маленьком сыне Семене, и «выжить» – значит спасти его любой ценой. Когда Владиславу удалось вывести мальчика из полуразбитого дома, она искренне восклицает, что ради спасителя сына готова на всё…

Владислав - Георгий Скавитин - МИРТ

Владислав — Георгий Скавитин — МИРТ

Тяжелораненый учитель истории Жак тоже подбадривает других. А сам вспоминает споры со своим давним другом, французским журналистом. Его мучает вопрос: «Неужели теперь мы оказались по разные стороны баррикад?..»

Мария - Екатерина Панова, Вадислав - Георгий Скавитин - МИРТ

Мария — Екатерина Панова, Владислав — Георгий Скавитин — МИРТ

К слову, образ французского журналиста, которого больно ранят кризисы современного мира – не вымышленный. Его прообразом стал друг театра «МИРТ», журналист Бертран Эдуан. Именно ему принадлежит идея этого спектакля, его же голос звучит за кадрами хроники, показывающей бесчинства «желтых жилетов» на улицах Парижа. По мнению Бертрана, эти события и события на Донбассе вызваны одной причиной – отказом властей от принципов гуманизма. И в этом они с Жаком едины…

Жак - Александр Ванян - МИРТ

Жак — Александр Ванян — МИРТ

Особо значимым мне кажется тот факт, что пьеса задумана и поставлена именно в театре «МИРТ», большинство артистов которого – это люди с особенностями развития. В подобной среде острые темы порой принято обходить стороной. Но, как подчеркнул один из артистов, а также автор монтажа видео и фонограмм к спектаклю Иван Куропский,  разговор о Донбассе для него очень важен, потому что всё это происходит в его стране, которую он любит. Сам Иван, как и другие артисты, играл с полным погружением в предлагаемые обстоятельства. Хочется отметить и исполнителя роли Жака, одного из старейших актеров труппы Александра Ваняна. Его роль была непростой даже физически: попробуйте создать образ, почти неподвижно лежа на спине на голом полу! Но Александр справился…

МИРТ

МИРТ

И для коллектива театра, и для зрителей спектакль «И будет день…» – это сложный, но очень нужный разговор о том, что происходит со всеми нами, здесь и сейчас. Разговор, который разрушает маленькие мирки комфорта, в которых мы порой пытаемся замкнуться, и подталкивает к пониманию связи нашей личной судьбы с судьбами тех, кто находится рядом с нами. С поправкой на то, что в 21 веке «рядом» – уже означает «в пределах земного шара»…

МИРТ

МИРТ

Итог спектакля для каждого зрителя, разумеется, будет своим. Во мне, помимо понятных горечи и сострадания, постановка в очередной раз заострила вопрос о том, что значат мысли, идеалы и поступки отдельного человека в мясорубке истории, когда счет потерь давно идет на тысячи. И тут я соглашусь с создателями спектакля: в самой страшной ситуации главное – остаться человеком. Это даже важнее, чем выжить физически, потому что, рано или поздно, всё тайное становится явным.

Екатерина ЗОТОВА

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика