В 1967 году, комсомольцы-общественники Азовского оптико-механического завода АОМЗ в свободное от работы время, организовали в жилом заводском массиве подростковый молодежный клуб «Патриот». На торжественном открытии почетным президентом клуба был избран герой советского Союза Алексей Петрович Маресьев.
Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года, в городе Камышин. Трудовую деятельность начал токарем на заводе и учился заочно в Московском авиационном институте.
В 1934 году принимал участие в комсомольской стройке авиационного завода (г.Комсомольск-на-Амуре), там же занимался в местном аэроклубе.
В 1937 году был призван на срочную службу в авиационные пограничные войска СССР, в Тихоокеанский пограничный округ ( остров Сахалин). В 1939 г. был направлен в Читинскую школу военных пилотов, которую вскоре перевели в город Батайск, Ростовской области.
В 1940 г., после окончания Батайского авиационного училища им. А.К. Серова, получил звание младшего лейтенанта, и оставлен в качестве инструктора. В 1941 г. из Батайска, был мобилизован на военный фронт, в 296-й истребительный авиационный полк.
Его первый боевой вылет состоялся 23 августа 1941 г. в районе г. Кривой Рог.
Прошел Юго-Западный и Северо-Западный боевой фронт.
В 1942 г. был назначен командиром звена 580-го истребительного авиационного полка. Особо отличился и открыл свой боевой счет, сбив 3 вражеский самолета.
5 апреля 1942 года во время операции «Демянский котел» (Новгородская область), в воздушном неравном бою с превосходящими силами противниками, его самолёт Як-1 был подбит. Получив ранение, он дотянул до своей линии фронта, но при попытке совершить вынужденную посадку, упал с высоты 30 метров в заснеженном лесу.
Восемнадцать суток лётчик со сломанными ногами ползком по снегу через леса и болота, пробирался к своим. А. Маресьев вместо воды он ел снег, питался корой, шишками и мхом, ночевал в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался. Его заметили жители из деревни Плав, Валдайского района, привезли на подводе в свой дом, а затем на самолёте отправили в Московский госпиталь.
Врачи спасли жизнь А. Маресьеву, но были вынуждены ампутировать обе ноги, а в специализированном госпитале в г. Куйбышеве, поставили на протезы и перевели в санаторий им. Чкалова. Там он начал упорно готовится к тому, чтобы вернуться в строй и летать.
В начале 1943 г. прошёл медицинскую комиссию и направлен лётную школу, где совершил свой первый, после ранения пробный вылет, и добился отправки на боевой фронт. Накануне Курской битвы, в июне 1943 г. прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. После нескольких удачных вылетов в паре с командиром эскадрильи А. М. Числовым, получил заслуженное доверие и возможность отправляться на боевые задания.
В воздушном сражении 19 июля 1943 г. был сбит пикирующий немецкий бомбардировщик. На следующий день, 20 июля, с превосходящими силами противника, уничтожил сразу два вражеских истребителя и спас жизни двух советских лётчиков.
С октября 1943 г. воевал помощником командира 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, затем стал штурманом по воздушно-стрелковой службе.
Боевая слава о А. Маресьеве разнеслась по всему фронту. Об этом волевом и мужественном человеке писали в газетах. Его имя уже стало известным на всю страну. В полк часто приходили военные корреспонденты.
В марте 1945 г. А. Маресьев перешел на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного формирования и боевой подготовки ВВС РККА.
Во время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 вражеских самолётов, три — до ранения, и семь — после.
В июне 1942 года за три сбитых немецких самолёта был награжден орденом Красного Знамени. 24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и 3 сбитых немецких истребителя, был удостоен звания Герой Советского Союза (Золотая Звезда № 1102).
После войны в мирное время, от майора дошел до звания полковника. В 1946 г. ушел в запас, занялся образованием, окончил Академию общественных наук и Высшую партийную Школу. Защитил диссертацию по истории. В 1950-х годах совершал вылеты на учебном самолёте в качестве инструктора спецшколы ВВС в городе Москве.
Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме, занимался спортом: велосипед, лыжи, плавание. Установил личный рекорд, переплыв Волгу (2 км 200 м — за 55 минут).
В послевоенное время, пример А. Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения. Его подвиг лег в основу книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», которая вошла в курс советской школьной литературы, на основе которой, позже был снят фильм.
В последние годы он работал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны в городе Москве. Его очень часто приглашали, организовывали встречи с молодежью. Совершенный им подвиг навсегда вписан в историю нашей страны.
1949 г. — участник Первого Всемирного конгресса сторонников мира в Париже.
1960 г.- была издана книга А. П. Маресьева «На Курской дуге».
1960 г. — в Большом театре состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьева.
1967 г. — участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.
1989 г.- народный депутат СССР.
Был избран почетным гражданином городов: Стара-Загора (Болгария), Батайск (Ростовской область), Комсомольск-на-Амуре, Орел.
Автор: Ольга Приступенко, г. Азов, Ростовская область.