О Герое Советского Союза — А. П. Маресьеве

Герой Советского Союза, А. П., Маресьев, летчик, ас, летчик-ас

В 1967 году, комсомольцы-общественники Азовского оптико-механического завода АОМЗ в свободное от работы время, организовали в жилом заводском массиве подростковый  молодежный  клуб  «Патриот». На торжественном открытии почетным президентом клуба был избран герой советского Союза Алексей Петрович Маресьев.

Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года, в городе Камышин. Трудовую деятельность начал токарем на заводе и учился заочно в Московском авиационном институте.

В 1934 году принимал участие в комсомольской стройке авиационного завода (г.Комсомольск-на-Амуре), там же занимался в местном аэроклубе.

В 1937 году был  призван на срочную службу в авиационные пограничные войска СССР, в Тихоокеанский пограничный округ ( остров  Сахалин). В 1939 г. был направлен в  Читинскую школу военных пилотов, которую вскоре перевели в город Батайск, Ростовской области.

В 1940 г., после окончания  Батайского авиационного училища им. А.К. Серова, получил звание младшего лейтенанта,  и оставлен в качестве инструктора. В 1941 г. из Батайска, был мобилизован на военный фронт, в 296-й истребительный авиационный полк.

Его первый боевой вылет состоялся 23 августа 1941 г. в районе г. Кривой Рог.

Прошел  Юго-Западный и Северо-Западный боевой фронт.

В 1942 г. был  назначен командиром звена  580-го истребительного авиационного полка.  Особо отличился и открыл свой боевой счет, сбив 3 вражеский самолета.

 

5 апреля 1942 года во время операции «Демянский котел» (Новгородская область), в воздушном неравном бою с превосходящими силами противниками, его самолёт Як-1 был подбит. Получив ранение, он дотянул до своей линии фронта, но при попытке совершить вынужденную посадку, упал с высоты 30 метров в заснеженном лесу.

Восемнадцать суток лётчик со сломанными ногами ползком по снегу через леса и болота, пробирался к своим. А. Маресьев вместо воды он ел снег, питался корой, шишками и мхом, ночевал в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался. Его заметили жители из деревни Плав, Валдайского района, привезли на подводе в свой дом, а затем на  самолёте отправили в Московский госпиталь.

Врачи спасли жизнь А. Маресьеву, но были вынуждены ампутировать обе ноги, а в специализированном госпитале в г. Куйбышеве, поставили  на протезы и перевели в санаторий им. Чкалова. Там он начал упорно готовится к тому, чтобы вернуться в строй и летать.

В начале 1943 г. прошёл медицинскую комиссию и направлен лётную школу, где совершил свой первый, после ранения пробный вылет, и добился отправки на боевой фронт. Накануне Курской битвы, в июне 1943 г. прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. После нескольких удачных вылетов в паре с командиром эскадрильи А. М.  Числовым, получил заслуженное доверие и возможность отправляться на боевые задания.

В воздушном сражении 19 июля 1943 г. был сбит пикирующий немецкий бомбардировщик. На следующий день, 20 июля, с превосходящими силами противника, уничтожил сразу два вражеских истребителя и спас жизни двух советских лётчиков.

С октября 1943 г. воевал помощником командира 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, затем стал штурманом по воздушно-стрелковой службе.

Боевая слава о А. Маресьеве разнеслась по всему фронту. Об этом волевом и мужественном человеке писали в газетах. Его имя уже стало известным на всю страну. В полк часто приходили военные корреспонденты.

В марте 1945 г.  А. Маресьев перешел на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного формирования и боевой подготовки ВВС РККА.

Во время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 вражеских самолётов, три  — до ранения, и семь — после.

В июне 1942 года за три сбитых немецких самолёта был  награжден орденом Красного Знамени. 24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и 3 сбитых немецких истребителя, был удостоен звания Герой Советского Союза (Золотая Звезда № 1102).

После войны в мирное время, от майора дошел до звания полковника. В 1946 г. ушел в запас, занялся образованием, окончил Академию общественных наук и Высшую партийную Школу. Защитил диссертацию по истории. В 1950-х годах совершал вылеты на учебном самолёте в качестве инструктора спецшколы ВВС в городе Москве.

Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме, занимался спортом: велосипед, лыжи, плавание. Установил личный рекорд, переплыв Волгу (2 км 200 м — за 55 минут).

В послевоенное время, пример А. Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения. Его подвиг лег в основу книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», которая  вошла в курс советской школьной литературы, на основе которой, позже был снят фильм.

В последние годы он работал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны в городе Москве. Его очень часто приглашали, организовывали встречи с молодежью. Совершенный им подвиг навсегда вписан в историю нашей страны.

 

1949 г. — участник Первого Всемирного конгресса сторонников мира в Париже.

1960 г.- была издана книга А. П. Маресьева «На Курской дуге».

1960 г. —  в Большом театре состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьева.

1967 г. — участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.

1989 г.-  народный депутат СССР.

Был избран  почетным  гражданином  городов: Стара-Загора (Болгария), Батайск (Ростовской область), Комсомольск-на-Амуре, Орел.

 

Автор: Ольга Приступенко, г. Азов, Ростовская область.

летчик-ас, Героя Советского Союза, А. П. Маресьев

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика