Я простой русский профессор…
«Жизнь профессора М.Д. Безбородько – это пример для подрастающего поколения».
Владимир Пучков, глава МЧС России
Выдающемуся педагогу России Михаилу Дмитриевичу Безбородько в ноябре этого года исполнилось 100 лет.
Ровесник века, он до сих пор преподает и передает свой богатый педагогический и научный опыт молодым ученым, курсантам и слушателям Академии ГПС МЧС России.
Лично поздравить юбиляра в академию приехали глава ведомства Владимир Пучков, начальник Главного управления подготовки министерства Юрий Седельников и директор Департамента кадровой политики, генерал-майор внутренней службы Игорь Кобзев, а также представители Института культуры МЧС России, ВДПО, ученики профессора, его коллеги и друзья.
__________________________________________________________________________________
Справка
Михаил Дмитриевич Безбородько — преподаватель и ученый с мировым именем, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Национальной академии наук пожарной безопасности (НАНПБ), ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке. Более 40 лет он преподает на кафедре пожарной техники Академии Государственной противопожарной службы МЧС России.
Михаил Дмитриевич – автор 15 изобретений, почти трехсот научных работ, подготовивший 40 кандидатов наук.
Профессор награжден правительственными и ведомственными наградами России и других стран. В прошлом году он получил из рук председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева диплом с благодарностью за многолетний вклад в развитие отечественной науки.
Михаилом Дмитриевичем на протяжении многих лет проводилась большая научная и исследовательская работа. Созданной профессиональной школой подготовки молодых преподавателей он руководит уже более 25 лет. Такая кропотливая работа продолжается до сих пор, и она уже позволила сформировать целый ряд технических условий к созданию, а затем к дальнейшему производству целого ряда пожарных автомобилей, которые до сих пор успешно используются в пожарной охране МЧС России.
Под руководством профессора Михаила Безбородько и при участии коллектива ученых академии разработан, например, пожарный автомобиль «СПА-Север» – лучшая, на сегодняшний день в мире, машина, способная успешно работать при любых морозах. А учебник «Пожарная и аварийно-спасательная техника» под редакцией Михаила Дмитриевича Безбородько удостоен премии Национальной академии наук пожарной безопасности и признан лучшим учебным изданием 2015 года.
__________________________________________________________________________________
Торжественный момент
Пожалуй, самый кульминационный и волнительный момент в праздничном мероприятии, которое проводилось на территории Академии ГПС МЧС России в честь профессора М.Д. Безбородько, наступил во время торжественного вечера, подготовленного по мотивам книги о юбиляре.
На сцене сначала звучали песни детства и юности Михаила Дмитриевича, потом — военных лет.
На глазах зрителей перелистывались страницы человеческой истории, длиною в 100 лет. Это сохранившиеся на фотографиях лица родных и близких, это документы, рассказывающие о событиях тех далеких лет.
«Порой, просматривая пожелтевшие от времени снимки, я вспоминаю о главных событиях в жизни, о родителях, которых давно уже нет, о своих близких и друзьях, о том, что было нами пережито, что удалось, и, что не удалось сделать за эти годы…
Благодаря этим юношеским и детским фотографиям, начинаешь оценивать совершенно иначе свои поступки и события прошлых лет. И понимаешь, что жизнь – лишь мгновения, и каждое из которых – особо ценно, поэтому и хранится долго в памяти. Многое все-таки, к сожалению, я не успел сделать. Но за то, что удалось добиться своим трудом, мне не стыдно. Я горжусь каждым новым успехом своих учеников!», – произнес, заметно волнуясь, Михаил Дмитриевич.
Постепенно его волнение передается и всем собравшимся в зале – от кадета и курсанта, до министра. Очень многие хотели бы сказать в этот день что-то приятное и памятное любимому учителю.
Глава МЧС России Владимир Пучков начал свое торжественное приветствие с воспоминаний и слов благодарности.
«Жизнь Михаила Дмитриевича неразрывно связана с историей нашей великой России, развитием отраслей науки, экономики и техники. Совершенствование современных подходов в области пожарной безопасности, сохранение жизни и здоровья людей – всеми этими вопросами он успешно занимался долгие годы», – отметил Владимир Пучков.
Михаил Дмитриевич всегда видел перспективы, умел правильно сформулировать цели, применить богатый опыт и умения для решения важнейших задач.
«Долгие годы, работая сначала в Бронетанковой академии, потом в ВИПТШ, а затем в Академии ГПС МЧС России, он ежедневно продолжает созидать, творить в поиске нового и совершенного. Ему присущи педагогический талант, гениальная способность передавать свои знания, опыт и энергетику подрастающему поколению. Благодаря деятельности Михаила Дмитриевича как ученого и преподавателя в МЧС России служат профессиональные и хорошо подготовленные специалисты в области пожарной безопасности, в сфере управления рисками и в других важнейших сферах», – подчеркнул глава министерства, обращаясь к юбиляру.
Владимир Пучков пожелал Михаилу Дмитриевичу и дальше работать на благо нашей страны, воспитывать молодое поколение, а руководство ведомства в свою очередь будет реализовывать планы и идеи выдающегося профессора, поддерживать его во всех начинаниях и трудовой деятельности, которая будет продолжаться в Академии ГПС МЧС России.
«Мы равняемся на вас, учимся у вас, и будем неуклонно реализовывать все современные подходы, ваши научные разработки, и, конечно, с уверенностью смотреть в будущее», – сказал Владимир Пучков.
Учитывая высокую эффективность работы юбиляра, его опыт и востребованность в системе МЧС России министр прямо на сцене передал лично в руки Михаилу Дмитриевичу подписанный им текст трудового договора сроком еще на пять лет.
Затем глава МЧС России зачитал Указ Президента России В.В.Путина и вручил М.Д.Безбородько государственную награду «Орден Дружбы» и подарил от себя лично памятные настольные часы.
Юрий Седельников вручил Михаилу Дмитриевичу сертификат на персональный компьютер, пожелав ему при этом успехов в педагогической деятельности, крепкого здоровья семье и близким.
Юбиляр в свою очередь поблагодарил всех присутствующих и пообещал продолжать обучение молодых спасателей, постоянно совершенствуя свои знания..
«Какими будете вы – такой и будет наша страна. Я убежден в том, что та воспитательная работа, которая может быть поставлена в академии, будет такой же мощной и эффективной, что даст всем пожарным и спасателям возможность решать любые поставленные задачи. Я в этом абсолютно убежден, потому что знаю, что уровень образования в нашей академии за последние 25 лет необычайно сильно вырос. Я желаю всем сотрудникам министерства долголетия, доброго здоровья и успехов в работе. Большое вам спасибо!», – уточнил юбиляр.
В торжественном вечере принимали активное участие представители Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Московской городской Думы, делегации подразделений спасательных и противопожарных служб иностранных государств и регионов России, а также общественные деятели, ведущие ученые и эксперты в области пожарной безопасности, ведущие преподаватели вузов МЧС России.
__________________________________________________________________________________
Справка
Михаил Дмитриевич Безбородько родился 7 ноября 1917 года в Москве. Рос в простой семье, а в предвоенные годы уже работал инженером на шахте.
Всю Великую Отечественную войну — до самой Победы он прошел офицером-танкистом. По окончании войны был направлен на учебу в Академию бронетанковых войск. Там и началась его педагогическая и научная биография, которая продолжается до настоящего времени.
__________________________________________________________________________________
Как закалялась сталь….
У Михаила Дмитриевича в домашнем архиве много документов, рассказывающих о важных этапах его жизни. Среди них пригласительный билет на II-ю комсомольскую отчетно-выборную конференцию Института, на которой он выступал с отчетным докладом о работе коллектива.
Сохранились также и другие документы, проливающие свет на моменты его необычной биографии, бережно хранимые им уже на протяжении 70 лет.
Его выбрали делегатом студенческой конференции. Он был одним из кандидатов в комитет ВЛКСМ, но не прошел – не хватило одного голоса.
Делал отчетный доклад о работе коллектива.
Запомнилась эта конференция тем, что собралось более 400 человек. Это были студенты.
Первая и важная задача, которая всегда решалась комсомольской организацией – успеваемость, учеба.
Второе – мы все стремились сдать нормативы и получить значок ГТО (готов к труду и обороне).
Третье – это было желание заставить людей стать участником движения «Ворошиловских стрелков».
Таким образом, вопросы дисциплины целиком лежали на комсомольской организации.
Руководил общеобразовательным факультетом в то время декан, профессор Виктор Афанасьевич Добровольский.
А специальный факультет возглавлял Зиновий Моисеевич Меламед.
Всю остальную работы: посещаемость, успеваемость – все это решали комсомольцы.
Михаил Дмитриевич принимал активное участие в выпуске студенческой стенгазеты, которая называлась «Ворошиловский стрелок». Несколько лет он был членом редакционной коллегии.
Он активно помогал примером и советом своим сверстникам. Был всегда чуть впереди.
Из детских и юношеских воспоминаний
Характер человека воспитывается с детства. Это хорошо известно. И очень многое мне передали родители. Я им благодарен за это. А еще мои педагоги, которых я всегда буду помнить.
В знаменитом романе Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь» есть такие строки: «Хороши вечера на Украине летом в таких маленьких городишках-местечках, как Шепетовка, где середина – городок, а окраины – крестьянские…». Когда был написан этот роман, мне было 15 лет.
Хотя я родился в Москве, но мои детские и первые школьные годы прошли на Украине, в селе Покошичи Понорницком районе Черниговской области.
Мои родители – и папа, и мама – были из многодетных семей. У отца было шесть братьев и сестра, а у мамы – пять братьев и три сестры. А так как мой дедушка был лесным сторожем и земли своей не имел, то отцу с ранних лет пришлось помогать семье. Затем он выучился в ремесленной мастерской на токаря и поехал на заработки в Москву. Ну, куда же еще тогда можно было ехать на заработки? Только в Москву. Папа работал в Москве на заводе «Дукса» токарем.
А мама окончила церковно-приходскую школу. Девушки, которые учились в таких школах, считались очень грамотными. Мама, когда ей исполнилось 18 лет, тоже поехала в Москву на заработки. Это надо же было, такую смелость иметь, одной поехать в столицу!
Мама знала много стихов, любила песни. Самое интересное, что в то время в церковно-приходской школе все дети учились на русском языке. В нашем селе часто пели песни – и на русском, и на украинском языках.
Мама была интеллигентной женщиной. В Москве она работала в больнице, санитаркой.
Там же, в Москве мои родители познакомились. Мама была старше папы на пять лет. Там же они поженились. А в 1918 году мы уже вместе родителями уехали обратно на Украину, потому что жить в Москве стало очень трудно. Когда началась коллективизация, а у нас не было своей земли, нашу семью в колхоз не принимали.
Папа работал в ремесленной мастерской, обучал крестьянских детишек различным рабочим специальностям.
Запомнился 1919 год. Мне тогда было три годика. Мы жили в небольшом сельском доме. И однажды к нам в хату пожаловал вооруженный револьвером человек, в красных галифе и с длинными волосами. Его фамилия была Бись. После недолгих разговоров он забрал у нас велосипед и гармошку, а также продукты. Хотя я был маленький, но запомнился почему-то именно этот эпизод. Наверное, потому, что мне было очень жалко велосипед, а особенно – гармошку. Потом нам соседи сказали, что в селе побывала банда…
Некоторое время спустя папа отправился в Луганск на заработки, где он вскоре нашел работу. Вскоре к нему переехали и мы, с сестрой и братом. Сначала наша большая семья, состоящая из пяти человек, размещалась в тесной однокомнатной квартире, которую снимал папа, а через несколько лет мы построили в Луганске свой дом.
Я был старшим в семье. Поэтому с детства помогал маме воспитывать своего младшего брата и сестру.
Уже в семь лет я ходил летом с ребятами в лес. Там мы собирали щавель. Из него мы, дети, научились готовить вкусный борщ.
Реки рядом с селом у нас не было, поэтому порыбачить мне тогда не довелось, и плавать до сих пор не умею…
Самое интересное мое детское воспоминание связано с коровой. Нас, сельских ребят, родители учили с детства что-то делать по дому. Я, как старший, все лето собирал корм для коровы: косил траву, сушил и запасал сено на зиму. Все летние месяцы я спал в амбаре на полу, на рогоже. А когда привозили сено, то любил спать в сене. Так и ночевал на сеновале все время до прихода холодов – до середины сентября, примерно. Хорошо там было! Спишь, не раздеваясь, свежий воздух, запах сена, звездное небо, тишина…
Мама была очень мудрым человеком. С детства она приучала нас видеть то, что мы, дети, не понимали и не замечали.
Как то ночью, помню, мама меня разбудила и сказала: «Проснись, иди, посмотри, что происходит на улице». Я говорю: «Мама, я спасть хочу…». А она не отстает: «Иди, такого больше никогда не увидишь». Тогда я впервые увидел лунное затмение. Потом в школе на уроке, когда учитель спросил: «Видел ли кто-нибудь затмение?». Я поднял руку. Оказалось, что никто в классе, не знал ничего о таком явлении. И я смог интересно и простыми словами рассказать об этом…
А был еще случай. Утром мама меня повела за околицу и сказала: «Слушай!». И я не мог сначала понять, что от меня хочет мама, куда мне смотреть и что слушать. А потом, действительно услышал. У реки пели девушки. Красиво пели. До сих пор ничего подобного не слышал…
Запомнился и такой случай. Однажды, мы ехали с мамой на лошади через лес. Проезжая бор, мама остановила лошадь и попросила снять шапку и послушать. Я отказывался, говорил, что замерзну и отморожу уши. А мама мягко настаивала и вдруг сказала: «Послушай, как шумят деревья». Это было очень удивительно и интересно!
Читал я тогда мало, но в библиотеку был записан. Самостоятельно изучал азбуку и любил просматривать все сельскохозяйственные журналы. Классических произведений в библиотеке не было. Село было все-таки…
Мои сестра и брат со временем подросли, выучились и стали преподавателями математики. Причем очень хорошими педагогами. Они были всегда на хорошем счету. Сестра работала в средней школе, а брат — в техникуме г.Луганска.
Все мои родственники по папиной и маминой линии до сих пор живут на Украине.
Сельская школа. Пионеры
В сельской школе я был первым пионером. Это был 1924 год. Дата мне эта хорошо запомнилась потому, что я впервые узнал о существовании пионерской организации в день похорон В.И.Ленина.
У нас недалеко от села находился спиртоводочный заводик. И вот там, в день похорон вождя всего пролетариата, на несколько минут завыла заводская сирена. Звук был такой сильный, что его услышали все жители окрестных сел. Первыми, конечно, – мы, мальчишки.
Я спросил тогда у мамы: «А что это такое?» На что она мне ответила: «Это сирена. Рабочие хоронят учителя всего пролетариата – Ленина».
В селе никто о таком учителе ничего не знал. Хотя многие тогда уже слышали о Троцком, Рыкове, Томском…
В селе Покошичи была маленькая пионерская организация. Всего пять человек. Потом она стала больше. Я записался в пионеры одним из первых. В этой сельской школе я проучился до третьего класса, а доучивался я уже в Луганской школе.
Когда приехали в Луганск, то оказалось, что я по уровню знаний оказался в новой школе не первым учеником, а одним из последних.
Причем по всем предметам. Выяснилось, что в Луганской средней школе был совсем другой метод преподавания, чем в сельской, и, кроме того, иной способ выставления оценок.
Ну и потом, сказывались очень сложные бытовые условия. Мы жили в одной частной комнате все пять человек.
Словом, трудности были тогда очень большие. Третий и четвертый классы я окончил с тройками.
Когда я принес домой аттестат и показал его отцу. Он сказал: «Как же тебе не стыдно? Ты в селе был первым, а здесь последним».
На что я ответил: «Папа, я больше не буду». И пятый класс я окончил уже с одними пятерками.
Меня, как и всех школьников, летом отправляли в детские летние лагеря.
У нас в школе была большая пионерская организация. Мы отмечали вместе какие-то праздники. Мы привыкали работать в коллективе.
В детстве я никогда не хулиганил. И отец и мать относились к этому очень отрицательно.
В школе были драки, но ни одной драки, в которых бы я принимал участие, я уже не помню.
Сверстники меня слушались и уважали. Класс был маленький, а знания мы получали большие.
Я поздно все-таки начал читать. С восьмого класса, наверное.
В школе хорошо учился и всегда помогал другим, особенно отстающим. Мои одноклассники обращались ко мне за помощью по политэкономии, по физике, по математике, иногда по истории. Я любил в школе устанавливать разные приборы. На уроках физики или астрономии особенно. Участвовал в различных выставках, где демонстрировались различные астрономические приборы.
Школьные олимпиады тогда проводились редко и, чаще всего, по предметам, которые меня сильно не интересовали.
Хорошо помню своих школьных педагогов. Особенно директора школы Константина Федоровича Германа. Он преподавал у нас историю. Вернее – современность.
Юрий Кузьмич Высочанский – наш учитель физики и астрономии. Это был мой любимый школьный предмет – физика.
Мария Аркадьевна Мальская учила нас русскому языку и литературе.
Там же в Луганской школе меня приняли в ряды ВЛКСМ. Я стал комсомольцем. Причем, первым учащимся-комсомольцем в школе. Наша первичная школьная организация входила тогда в состав комсомольской организации, образованной при заводе имени С.В.Косиора в Луганске. Это были железнодорожные мастерские.
Вот при этих железнодорожных мастерских мы и проводили свои мероприятия. Из нашей школы комсомольскую организацию мастерских представляли два преподавателя и я.
Мне как одному из первых учеников поручили руководить комсомольской организацией школы. Мы выпускали стенгазеты, проводили собрания и так далее.
Я возглавлял ученический школьный комитет комсомола на протяжении ряда лет.
Летом 1935 года мы окончили среднюю школу и получили аттестаты зрелости. Это был первый школьный выпуск десятиклассников.
Золотых школьных медалей в то время еще не было. Хотя я мог бы получить золотую или серебряную медаль. У меня в аттестате было всего две четверки. Хорошие оценки были по труду и немецкому языку.
В этом же году, успешно выдержав вступительные экзамены и конкурс (пять человек на одно место), я поступил в Донецкий ордена Трудового Красного Знамени индустриальный институт на электромеханический факультет. Тогда сегодняшний город Донецк назвался Сталино.
Точнее, наш индустриальный институт находился в поселке Юзовка. Он городом в то время уже стал называться – Юзовка. Город назван в честь иностранного предпринимателя Джона Юза.
Там был большой сталелитейный завод. Была шахта, потому что уголь нужен был. Кроме завода в городе были построены металлургический институт, горный институт и горно-обогатительный институт. Потому что были кадры нужны. А затем общежитие для студентов. Эти институты через несколько лет объединили в один и стал он называться Индустриальный институт.
Сейчас это Красноармейский индустриальный институт Донецкого технического университета. В городе есть еще педагогический и медицинский институты, а также другие учебные заведения.
Юзовка – это донецкий Старый город, располагавшийся по обе стороны металлургического завода. Сразу после революции поселок получил статус города и слился с соседними поселками, а в 1932 г., был переименован и стал областным центром, официальной столицей Донбасса. К слову сказать, название города Сталино официально к фамилии вождя всех народов не имело никакого отношения. В городе Сталино выплавляли сталь.
Золотая «десятка»
«Физически я был здоровым, но жили мы очень бедно. Тяжелая была жизнь у всех тогда.
Меня, собственно, от голода спасла золотая монета достоинством «десять рублей».
Дело в том, что до 1917 г. на заводах рабочим зарплату платили золотыми рублями. И во многих семьях того времени сохранились такие деньги.
В колхоз нашу семью не принимали, потому что наша семья была безземельная. Но у нас была корова. И перед отъездом в город, на учебу нам пришлось ее продать.
Мама уступила местному торговцу корову за золотую десятку. Всего одну золотую монету с изображением царя. В то время это было уже очень опасно.
Когда стало совсем голодно, мама решила все-таки обменять эту монету на продукты. В восьмом классе я подал заявление об уходе со школы и хотел поступать в школу фабрично-заводской молодежи (ФЗУ), потому что там ученикам давали 600 грамм хлеба. А мне очень не хотелось быть обузой для семьи. Мама выменяла за эту золотую монету на рынке целый пуд пшена, масла и еще сдачу даже принесла.
Так, мы вместе и выжили на эту золотую десятку в голодное время. Но после этого трудного времени пшенную кашу я долго не ел потом. Вот так и жили…
Дадим заработать
Профессию горного инженера я выбрал сознательно. Вы знаете, наверное, такое слово – «злыдни». Вот эти «злыдни» и помогли сделать правильный выбор. На шахте больше всего платили. Это было тогда для меня – главное.
Когда я окончил институт, то получал 800 рублей. А в то время – это было в пять раз больше, чем средний заработок городского рабочего.
В институте я получал стипендию 55 рублей и плюс 75 рублей, которые я зарабатывал учителем черчения в школе. 120 рублей у меня были всегда в кармане.
А на шахте заработки были очень высокие. Скажем, забойщики, например, получали в то время 1,5 – 2 тыс. рублей в месяц…
Это были здоровые мужики, которые рубили вручную уголь.
Мне запомнился на всю жизнь мой первый спуск в шахту. Потом работал в шахте неоднократно. Первая ознакомительная практика была у нас в институте на первом курсе, а потом – на третьем и на пятом. Мы спускались в шахту на глубину 600 метров.
Когда уже начал работать инженером, то успел поработать на трех шахтах в Донбассе.
Когда я приехал на стажировку в шахту, то шахтеры первым делом спросили меня: «А ты, что студент, да? Ну вот, значит, будешь перетаскивать кабель».
А там был такой силовой многожильный кабель в свинцовой оплетке. Тяжелый. Его надо было перетащить сверху вниз, затем смотать в бухты, и потом еще перетащить в другое место. Платили мне за эту работу 19 рублей 50 копеек в день.
Рабочие отказывались от этой «денежной» работы в пользу студента. Они мне говорили: «Ты приехал к нам, и мы тебе дадим заработать».
__________________________________________________________________
Справка
Академия Государственной противопожарной службы МЧС России – это ведущее в стране научно-образовательное учреждение пожарно-технического профиля: первый вуз страны, где с 1933 года ведется подготовка специалистов с высшим образованием в области пожарной безопасности.
В 2018 году Академия ГПС МЧС России будет отмечать 85-летие со дня основания.