Муромские предприниматели о том, как выполняются указы президента, что мешает исполнению указов и Послания Президента, о слабой исполнительской дисциплине отдельных ведомств и недостаточном профессионализме исполнителей, почему возникают тактические провалы по некоторым направлениям реализации долгосрочной экономической стратегии и как исправить положение дел, расшевелив министерства через инициативу от регионов.
Указы президента и неэффективная энергоэффективность
Почему государство провозгласило курс на энергоэффективность и как выполняются указы президента? Дело, в общем-то, не столько в повышении конкурентоспособности наших производителей: любой частник лучше государственного управленца сообразит, какие инвестиции обеспечат ему дополнительные прибыли и расширение сбыта. Основная проблема — в дефиците электроэнергии в стране. В нашей области это тоже актуальный вопрос. Можно строить новые генерирующие мощности, что делается, но это долго, затратно, а в случае с ядерной энергетикой — еще и требует длительной и непростой работы с населением.
Намного быстрее дополнительную энергию для развития экономики получить за счет энергосбережения. Это не только повысит конкурентность российских товаров, но и обеспечит новые предприятия электроэнергией еще до расширения генерации.
Однако с реализацией госполитики, направленной на повышение энергоэффективности, ситуация не вполне понятная. Так, например, все бюджетные учреждения, коммунальные предприятия и организации, затраты которых на энергоресурсы превышают 10 млн в год, обязали провести энергоаудит. Не за бесплатно, разумеется. И что?
Появилась масса контор, зарабатывающих деньги на аудите. Как следует из законодательства, в фирмы эти в основном перекачиваются деньги бюджетников и коммунальных организаций, которые все затраты потом заплюсуют в тариф и заплатят за этот энергоаудит граждане снова из собственного кармана.
Учитывая, что аудиторские фирмы зачастую тесно связаны с коммунальными монополиями, можно предположить, что в отдельных случаях имеет место банальное взимание дополнительного оброка в пользу тех самых монополистов. А есть ли толк от всего этого для экономики в целом? Пока не заметно.
Как уже сказано, кому выгодно было вложиться в повышение энергоэффективности, те это и так сделали. А остальные? Затраты по этой статье, как правило, довольно значительны и окупаются в течение длительного времени.
Некрупным частным предприятиям изъять значительную сумму из оборота или взять обременительный кредит порой просто нереально. К тому же расходы на обслуживание долга на годы снивелируют выгоды от внедрения энергосберегающих технологий и могут привести к временному удорожанию себестоимости производимых товаров и услуг вместо ее удешевления, что чревато уходом с рынка, а не ростом конкурентных преимуществ.
В этой ситуации, может быть, и хорошо, что никаких реальных санкций за отсутствие мероприятий по повышению энергоэффективности для рыночных предприятий не предусмотрено. Плохо, что нет и «бонусов».
— Наше предприятии потребляло 5 МВт электроэнергии, — рассказывает генеральный директор ОАО «Муромский радиозавод» Лев Лазарев. ‑ Мы выполнили указы Президента и потратили 50 млн рублей на повышение энергоэффективности. Все, что только можно было сделать, ‑ сделали. Переоснастили производство новейшим оборудованием, утеплили здание, поменяли кровлю, установили компрессоры в каждом цехе, заменили осветительные приборы… Были печи, потреблявшие 360 КВт, теперь они съедают только 36 КВт. В целом по заводу сократили электропотребление вдвое ‑ до 2,5 МВт. А так как у нас предприятие, ориентированное на оборонзаказ и спецпродукцию, то работаем мы не по рыночным ценам, а исходя из калькуляции, согласованной с военными. Вот и получается, что раз затраты на электроэнергию у нас стали меньше, то и закупочные расценки военные нам уменьшили на ту же сумму. Так что если и окупятся у нас эти затраты, то только за счет амортизации и гражданской продукции и лет так через 10-15.
То, что сделали на «Муромском радиозаводе», за свои средства высвободив для государства половину потребляемого предприятием электричества, тем же государством никак не отмечено. Хотя бы чисто символически ‑ какой-нибудь грамотой, бесплатной публикацией в газете, размещением на Доске почета. Не говоря уже о материальном стимулировании.
Похожим образом обстоят дела и у других оборонщиков, выпускающих уникальную продукцию под конкретного заказчика. Конкурировать по цене в своем секторе им, как правило, не с кем. А потому экономического смысла вкладывать средства в энергосберегающие мероприятия у них нет: военные принимают все затраты!
Напрашивается вывод, что стратегическую задачу, поставленную высшей государственной властью, где-то в министерских кабинетах, где и должна разрабатываться тактика реализации, по причине некомпетентности чиновников свели к отбору денег у предприятий через энергоаудит.
А ведь вариантов стимулирования бизнеса у государства множество: от выкупа освобожденной электроэнергии в течение пяти лет до права на период налоговых льгот и получения льготных кредитов на развитие.
Сделано в России
То же самое касается и развития внутреннего рынка. Не всегда отечественная продукция конкурентна по соотношению цены и качества с импортными аналогами. Для улучшения параметров нужны средства, а где их взять, если покупатель-производственник выбирает то, что производительнее и дешевле на данный момент. Иначе и его собственный бизнес может испытать трудности со сбытом. Патриотов в бизнесе, поверьте, у нас хватает. Но почему необходимо противопоставлять патриотизм и здравый смысл, если можно их объединить.
У того же «Муромского радиозавода» большая часть технологического оборудования сегодня ‑ западного производства.
— По призыву губернатора Светланы Орловой мы купили у владимирского производителя погрузчик, токарный станок, но импортные аналоги, к сожалению, привлекательнее по цене, — рассказывает Лазарев. — Мы как можем политику отечественного производителя поддерживаем, потому что сама идея абсолютно правильна. Но бизнес не может работать в убыток.
Возможно, санкции, наложенные Западом, лишат наши предприятия выбора, что в перспективе пойдет на пользу нашей экономике. Но можно сделать выбор в пользу своих производителей не вынужденным, а выгодным. Например, на основании финансовой отчетности освобождать от части налогов, хотя бы местных или региональных, те предприятия, будь то магазины, гостиницы или оборонные заводы, которые 30% или 50% закупок делают у местных/отечественных поставщиков. Но пока реальных экономических рычагов для поддержки модернизации, для поддержки своих производителей крайне мало.
− Между властью и производственниками слишком много непрофессионалов. Они не понимают, о чем говорит Кремль. Путин ставит абсолютно правильные цели, Орлова реализует политику президента. Но, к сожалению, между Путиным и Орловой есть еще целая прослойка исполнителей в министерствах и ведомствах, есть федеральные законотворцы.
И вот эта часть государственной машины то ли в силу непрофессионализма, то ли по другим причинам с задачей по достижению целей, поставленных президентом, не очень справляется, — высказал мнение руководитель «Муромского радиозавода». — А я считаю, тем более в нынешней непростой обстановке, что исполнительская дисциплина должна быть, как в армии. Поставлена задача ‑ выполняй. Не можешь ‑ уходи в отставку.
Пусть есть ограничения по ВТО или еще какие-то, но это уже задача исполнителей в правительстве и федеральных законодателей, как их обойти, но сделать все возможное, чтобы выполнить задачи, поставленные президентом, развивать собственное производство, а не поддерживать чужое, и обеспечить оборонку российскими комплектующими и материалами. И чтобы это было выгодно для всех участников рынка. В первую очередь для производителей и потребителей, а уж в десятую ‑ страховщикам, аудиторам, банкирам…
Инвестиции в патриотизм
Впрочем, бизнесмены нашего региона, хоть и сетуют на отсутствие четкой экономической тактики по претворению в жизнь указов Президента, тем не менее и сами не сидят сложа руки в ожидании того момента, когда все властные кабинеты будут заняты патриотически настроенными профессионалами. Что могут, делают своими силами, иногда и себе в убыток. Гражданская ответственность сильнее стремления к прибыли.
Тот же «Муромский радиозавод» давно реализует собственные инициативы по патриотическому воспитанию земляков. Пару лет назад предприятие начало производить подарочные ретро приемники ‑ копию знаменитых репродукторов времен Великой Отечественной войны.
Кроме простейшей «радиоточки» выпускают здесь и приемники-проигрыватели, к которым прилагается диск или флешка с песнями военных лет и выступлениями военачальников.
Продукция эта для завода убыточная, в том числе и потому, что часть ее заводчане дарят ветеранам, школам города Мурома и Муромского района. Так заводчане вносят свой вклад в сохранение памяти о той великой войне. Недавно совместно со школами города и района провели конкурсы чтецов, посвященные военной тематике. Ребята, ставшие победителями конкурсов, примут участие в аудиоспектакле, сценарий для которого пишет Почетный гражданин города Мурома, народный артист России, лауреат Государственной премии России, участник Великой Отечественной войны Владимир Заманский.
Завод возьмет на себя тиражирование дисков с записью постановки. Полным ходом идут работы по установке стелы с именами тружеников завода, воевавших на фронтах Второй мировой. На сегодня известны имена 480 фронтовиков, когда-либо работавших на заводе. На «Муромском радиозаводе» ожидают, что список будет пополняться, и просят откликнуться родственников ветеранов, чья судьба соприкасалась с заводом. Никто не должен быть забыт. Рядом со стелой установят памятник репродуктору времен войны.
Другое муромское предприятие ‑ «Муромский завод радиоизмерительных приборов» — принимает активное участие в создании памятника ветеранам радиолокационных подразделений.
Очень занятые люди находят силы, время и средства на сохранение нашей общей исторической памяти, на инвестирование в те самые «духовные скрепы», объединяющие российские народы в нацию. Они очень хорошо понимают, что без сильной духом нации не будет и сильной национальной экономики. Пожалуй, бизнес понимает лучше, чем некоторые министерские чиновники, и пытается своими силами реализовать Послание Президента, не расставаясь с надеждой, что в эту работу все же включится и весь государственный механизм и лозунг «сначала экономика ‑ затем политика» будет услышан в кабинетах министерств.
Кстати, ставший уже знаменитым муромский проигрыватель-«репродуктор» ко Дню Победы в подарок от Союза журналистов России получил и Владимир Владимирович Путин.
Светлана ЛАПЦОВА (Владимирские ведомости).
Читать другие публикации Льва Лазарева.